Документы

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ 3

2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 5

3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ …………………9

 3.1. Информация о реализуемых образовательных программах…………….9

 3.2. Работа приемной комиссии………………………………………………13

 3.3. Информация медресе «Фанис» о количественных сведениях студентов по состоянию на 1.01.2018 г…………………………………………………...14

 3.4. Содержание подготовки выпускников…………………………………..16

 3.5.Определение достаточности и современности источников учебной информации…………………………………………………………………….18

 3.6.Наличие учебной (учебники, учебные пособия) и методической литературы по образовательным программам……………………………….19

 3.7.Обеспечение образовательного процесса учебной (учебники, учебные пособия) и методической литературой по образовательным программам…21

 3.8.Наличие пособий по самостоятельной работе студентов, курсовым работам, проведению практик, итоговой аттестации выпускников……….30

 3.9. Оценка организации учебного процесса в соответствии с учебным планом, внедрение новых форм и методов обучения, средств активизации познавательной деятельности студентов……………………………………..31

 3.10.Оценка организации самостоятельной работы студентов, уровень ориентации учебного процесса на практическую деятельность выпускников, состояние связей с заинтересованными религиозными организациями……35

 3.11. Оценка состояния воспитательной деятельности……………………...37

 3.12. Анализ результатов контроля знаний студентов по дисциплинам всех блоков учебного плана…………………………………………………………39

 3.13.Востребованность выпускников, их профессиональное продвижение39

 3.14.Состояние и динамика кадрового обеспечения образовательного процесса в целом, организация повышении квалификации преподавательского состава, анализ возрастного состава преподавателей...41

1. ВВЕДЕНИЕ

В данном отчете приведены результаты проведения самообследования деятельности Мусульманской религиозной организации «Профессиональная образовательная организация «Уруссинское медресе «Фанис» ЦРО-ДУМ РТ в 2017 -18 учебном году.

Отчет по самообследованию составлен в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 217-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией» и от 10 декабря 2013 года № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию».

В процессе самообследования была осуществлена оценка научно¬-образовательной деятельности медресе, системы управления МРО «ПОО «Уруссинское медресе «Фанис»,  содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-¬методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-¬технической базы, а также анализ показателей деятельности Уруссинского медресе «Фанис»

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 462 в структуру отчета включены аналитическая часть и результаты анализа показателей деятельности.

Аналитическая часть содержит разделы:

• Общие сведения о медресе

• Образовательная деятельность

• Научно-исследовательская деятельность

• Вне-учебная деятельность

• Материально-техническое обеспечение.

Результаты анализа показателей деятельности МРО «ПОО «Уруссинское медресе «Фанис» приведены в соответствии с:

• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией»;

• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2013 года № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»;

• Письмом заместителя министра образования и науки Российской Федерации А.А. Климова от 20.03.2014 № АК-634/05;

• Письмом заместителя министра образования и науки Российской Федерации А.А. Климова от 13.04.2015 № АК-1039/05.

Показатели самообследования сформированы в рамках проведения мониторинга эффективности образовательных организаций среднего профессионального религиозного образования при сборе данных и формирования отчета по форме «Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации среднего профессионального религиозного образования за 2017 год (форма №1- Мониторинг)» с применением программного обеспечения на сайте http://fanis.magarifrt.ru в рабочем кабинете МРО «ПОО «Уруссинское медресе «Фанис».

Для проведения самообследования всех видов деятельности медресе приказом директора МРО «ПОО «Уруссинское медресе «Фанис» № 4/18 от 12.02.2018 утверждена комиссия в составе:

Председатель: Марданшин М.М., директор МРО «ПОО «Уруссинское медресе «Фанис»

Заместитель председателя: Халфин А.Ф., зам.директора по общим вопросам МРО «ПОО «Уруссинское медресе «Фанис».

Члены комиссии: Маннанова З.Н., Хакимов А.И., руководители учебного отдела: МРО «ПОО «Уруссинское медресе «Фанис»

2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Полное официальное наименование: Мусульманская религиозная организация «Профессиональная образовательная организация «Уруссинское медресе «Фанис» Централизованной религиозной организации – Духовного управления мусульман Республики Татарстан

Сокращенное наименование: МРО «ПОО «Уруссинское медресе «Фанис» ЦРО ДУМ РТ

Местонахождение (юридический и фактический адрес):

• почтовый индекс: 423950

• субъект Федерации: Республика Татарстан

• п.г.т.: Уруссу

• улица: Пушкина

• дом: 24

Междугородний телефонный код: 85593

Контактный телефон: 2-69-07

Факс: 2-69-07

Адрес электронной почты: maratmardanshin@rambler.ru

Адрес сайта: http://fanis.magarifrt.ru

МРО «ПОО «Уруссинское медресе «Фанис» ЦРО ДУМ РТ является образовательным учреждением, имеющий статус юридического лица.

Учредителем медресе является: Централизованная религиозная организация - Духовное управление мусульман Республики Татарстан, 

Образовательная деятельность по основным образовательным программам среднего профессионального религиозного образования, дополнительного профессионального образования в медресе осуществляется в соответствии с бессрочной лицензией серии 16Л01 № 0004859, регистрационный номер 8834, выданная 14 октября 2016 г. Министерством образования и науки РТ.

Медресе в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ и Конституцией РТ, законами РФ и РТ, указами и распоряжениями Президента РФ и Президента РТ, постановлениями и распоряжениями правительства РФ и правительства РТ, ЦРО ДУМ РТ, иными нормативными правовыми актами, а также Уставом.

Устав медресе принят ЦРО-ДУМ РТ 16 октября 2015 (регистрационный №808)

Внутримедресевская нормативная и организационно-распорядительная документация представлена общемедресевскими положениями, приказами, распоряжениями, определяющими порядок работы, процедуру деятельности по различным направлениям и иными локальными актами. Внутримедресевская документация разработана на основе нормативных документов Министерства образования и науки РФ, РТ, ЦРО-ДУМ РТ она определяет порядок работы по конкретным направлениям, отнесенным к компетенции медресе.

В целях обеспечения соответствия нормативно-правовой и организационно-распорядительной документации, разработанный, утверждены и внедрены в практику деятельности локальные акты по организации образовательного процесса.

Нормативно-правовая и организационно-распорядительная документация медресе постоянно обновляется, вносятся изменения и дополнения, позволяющая соблюдать требования Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» реализовывать образовательные стандарты среднего профессионального религиозного образования, повысить эффективность управления и качества подготовки обучающихся. Приказы по организации учебного процесса издаются своевременно. Локальные акты изучаются и обсуждаются на педагогических советах и инструктивно-методических совещаниях. Приоритетное внимание уделяется разработке распорядительных документов, которые призваны обеспечить:

• соответствие учебных планов и УМК требованиям образовательных стандартов;

• реализацию принципа практикоориентированности обучения;

• качество теоретического обучения;

• широкое внедрение информационно-комуникационных технологий.

-

Управление медресе осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом медресе на принципах единоначалия и коллегиальности.

Непосредственное управление деятельностью медресе осуществляет директор, который назначен в установленном порядке Учредителем на основании заключённого срочного трудового договора.

Директор в соответствии с законодательством РФ и РТ определяет должностные обязанности работников, утверждает структуру и штатное расписание, заключает договоры, в том числе трудовые договоры, выдает доверенности, в пределах своей компетенции издает приказы, распоряжения, даёт указания обязательные для всех работников и обучающихся, осуществляет иные распорядительные полномочия.

Формами самоуправления медресе являются общее собрание, педагогический совет.

Для решения важнейших вопросов жизнедеятельности медресе созывается общее собрание.

К компетенции общего собрания относятся:

• принятие изменений в Уставе медресе;

• принятие положения о педсовете медресе;

• обсуждение проекта и принятия решений коллективного договора и др.

Для обеспечения коллегиальности в решении учебной и воспитательной работы создаётся педагогический совет, состав и деятельность которого определяются положением.  

В состав педсовета входят: директор, являющийся его председателем, зам. директора по общим вопросам, руководители учебных отделов, преподаватели, студенты, родители.

Постоянно действующим исполнительным органом медресе является директор. Директор избирается ЦРО-ДУМ РТ из числа наиболее квалифицированных специалистов, соблюдающих предписания ислама и имеющих опыт практической работы в области преподавания.

Директор медресе обязан:

- контролировать соблюдение  образовательных стандартов среднего профессионального религиозного образования в образовательной деятельности медресе;

- соблюдать в деятельности медресе требования законодательства Российской Федерации, Республики Татарстан и ДУМ РТ.

Управление медресе директор осуществляет через заместителей и руководителей учебного отдела.

Заместитель директора по общим вопросам взаимодействует по поручению директора с органами государственной власти, участвует в разработке локальных нормативных актов, регулирующих социально-трудовые отношения в образовательном учреждении; организует работу по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд образовательного учреждения; занимается вопросами организации и прохождении всех видов практик, трудоустройства выпускников, вопросами ремонта учебного корпуса, контролируют работу архива и библиотеки.

Заместитель директора по АХЧ отвечает за нормальное функционирование учебного корпуса, работу хоз. части, складов, охраны, столовой.

Руководители учебного отдела организуют и контролируют учебный процесс: оказывают помощь преподавателям в определении содержания учебных программ, форм, методов и средств обучения; в организации работы по научно-методическому обеспечению образовательной деятельности медресе; в разработке рабочих образовательных программ; проводят прогнозирование и планирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей, организовывают учебно-методическую работу.

Сложившаяся структура управления соответствует Федеральному закону «Об образовании в РФ» Уставу медресе, имеющимся локальным актам.

Должностные инструкции административно-управленческого персонала разработаны на основе типовых, установленных законадательством РФ.

Новый устав медресе разработан и утвержден Учредителем в 2015 году, соответствует Типовому уставу, действующему на момент согласования.

В медресе разработаны локальные акты (более 33 наименований), регулирующие порядок организации деятельности Уруссинского медресе.

Все локальные акты разработаны в соответствии с действующим законодательством и Уставом медресе, рассмотрены на заседаниях педсовета и утверждены приказом директора образовательного учреждения.

3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

3.1. Информация о реализуемых образовательных программах

В МРО «ПОО «Уруссинское медресе «Фанис» реализуются профессиональное образование следующих уровней:

• среднее профессиональное религиозное образование – начальная подготовка

• среднее профессиональное религиозное образование – базовая подготовка

• дополнительное профессиональное образование.

В МРО «ПОО «Уруссинское медресе «Фанис»  в соответствии с лицензией на образовательную деятельность реализуется 2 основные образовательные программы в рамках образовательных стандартов среднего профессионального религиозного образования (см. Таблицу 1).

п/п Образовательные программ

ы, направления Квалификация Форма

обучени

я Нормативный срок обучения Срок

действия

лицензии 

Наименован

ие

направления

1 2 4 5 6 7

1 Подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций Имам-хатыйб, преподаватель исламских наук и араб.языка (для лиц муж.пола);

Преподаватель исламских наук и араб.языка (для лиц. жен.пола)

  очная

Очная: 2 года

10 мес.

  бессрочно

2 Имам-хатыйб, преподаватель  основ Ислама(для лиц. муж. пола);

Преподаватель  основ Ислама(для лиц. муж. пола) заочная

Заочная: 3 года 10 мес.

Дополнительное профессиональное образование

Медресе занимается организацией повышения квалификации.

За отчетный период было реализовано две дополнительные профессиональные программы, по которым прошли обучение 203 слушателя.

Образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам осуществляли 7 преподавателей, один из них  - кандидат наук.

Возрастной состав слушателей, прошедших обучение, распределяется следующим образом: до 30 лет – 12,3 %,  от 30 до 40 лет – 17,24 %, от 40 до 50 лет – 25,12 %, от 50 до 60 лет – 30,07, свыше 60 лет – 15,27.

В 2017-18 учебном году с целью регламентации образовательной деятельности были разработаны и согласованы следующие нормативные документы:

1.   Положение об Учебно-методическом комплексе учебной дисциплины, созданным на основе образовательных стандартов среднего профессионального религиозного образования.

2.   Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации 

3.   Положение об очной форме обучения

4.   Положение о заочной форме обучения

5.   Положение о практике

6.   Положение о порядке курсовых и дипломных работ на наличии плагиата

7.   Положение о педагогическом совете

8.   Положение о библитотеке

9.   Положение о режиме занятий

10.   Положение об отчислении, восстановлении, переводе 

11.   Положение об общем собрании работников и обучающихся.

12.   Положение о самостоятельной работе студентов

13.   Положение о порядке предоставления академического отпуска

14.   Положение об организации дежурства

15.   Положение об языке,языках образования

16.   Положение о поурочном плане

17.   Положение о календарно-таматическом планировании

18.   Положение об анализе урока

19.   Положение о зачётной книжке

20.   Положение о правилах приёма.

21.   Положение о правах и обязанностях студентов медресе

22.   Положение о распорядке дня.

23.   Должностная инструкция директора медресе «Фанис»

24.   Должностная инструкция заместителя директора по общим вопросам

25.   Должностная инструкция заместителя директора по административно-хозяйственной части

26. Должностная инструкция руководителя учебного отдела

27. Регламент работы дежурного учителя

28. Должностная инструкция преподавателя

29. Должностная инструкция классного руководителя (куратора группы)

30. Должностная инструкция воспитателя

31. Должностная инструкция бухгалтера

32. Должностная инструкция повара

33. Должностная инструкция повара

Также разработаны, согласованы и утверждены:

1. Учебный план по направлению: «Подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций мусульманского вероисповедания (очная и заочная формы обучения).

2. Дополнительная образовательная программа «Основы Ислама» для учащихся старших классов и взрослых.

3. Дополнительная образовательная программа повышения квалификации « Мусульманская религиозная организация: практика управления» 

4. Разработаны, согласованы 7 рабочих учебных планов на 2017-2018 учебный год

5. Откорректированы и согласованы РП/УМК для всех курсов.

6. Разработаны Основные профессиональные образовательные программы для очного и заочного форм обучения.

Нормативно-правовая и организационно-распорядительная документация медресе 

постоянно обновляется, вносятся изменения и дополнения, позволяющая соблюдать требования Федерального закона от 29.12.2012г.№273-ФЗ» Об образовании в Российской Федерации», реализовывать Образовательные стандарты среднего профессионального религиозного образования,повысить эффективность управления и качество подготовки обучающихся.Приказы по организацииучебного процесса издаются своевременно.Локальные акты изучаются и обсуждаются на Педагогическом совете и производственных совещаниях.Приоритетное внимание уделяется разработке распорядительных документов,которые призваны обеспечить :

• Соответствие учебных планов и рабочих программ требованиям «Стандартов»,

• Реализацию принципа практик ориентированности обучения,

• Качество теоретического обучения,

• Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий.

3.2. Работа приемной комиссии.

Одним из основных требований конкурсного отбора абитуриентов является состоянии профориентационной работы. Профориентация школьников и работающей молодёжи проводится по следующим формам:

• Закрепление преподавателей по сельским школам,

• Профориентационная работа студентов в период прохождения практики,

• Связь с близлежащими районами через мухтасибов,

• Использование телевидения, печати районных газет,

• Организация встреч с выпускниками,

В медресе практикуется приём студентов на общедоступной основе без вступительных испытаний по аттестатам об образовании 9-11 классов. Анализ итогов приёма, проводимых в медресе показал, что часть абитуриентов имеет качественную школьную подготовку, о чём свидетельствует аттестат об образовании.

Однако имеет место и слабая подготовленность выпускников школ, которые не могут подтвердить полученные оценки в школе. Характерной особенностью выпускников сельских школ является отсутствие логического мышления, слаборазвитая речь в изложении материала. Приёмная комиссия осуществляла контроль за достоверностью сведений, представляемых поступающими.

На начало 2017-18 уч. года контингент студентов составил 206 чел., в том числе по очной форме обучения -108 чел., по заочной форме – 98 чел.

В 2016-17 уч.году контингент студентов составлял 203 чел., в том числе по очной форме обучения -94 чел., по заочной форме – 89 чел.

3.3. Информация  медресе «Фанис»

о количественных сведениях студентов по состоянию на 1.01.2018 г.

Очная форма обучения

Зачислены Абитуриенты из РТ Из других регионов РФ Татары Представители других национальностей

2 курс

Муж. 62 58 4 58 4

Жен. 6 2 4 2 4

Всего 68 60 8 60 8

3 курс

Муж. 2 2 - 2 -

Жен. 4 - 4 3 1

Всего 6 2 4 5 1

Зачислены Абитуриенты из РТ Из других регионов РФ Татары Представители других национальностей

Очно

Муж. 19 13 6 16 3

Жен. 15 8 7 10 5

Всего 34 21 13 26 8

Заочно

Муж. 8 5 3 7 1

Жен. 21 13 8 22 1

Всего 29 18 11 29 2

Заочная форма обучения

Зачислены Абитуриенты из РТ Из других регионов РФ Татары Представители других национальностей

2 курс

Муж. 10 5 5 8 2

Жен. 13 8 5 13 -

Всего 23 13 10 21 2

3 курс

Муж. 9 4 5 8 1

Жен. 16 9 7 16 -

Всего 25 13 12 24 1

4 курс

Муж. 2 1 1 2 -

Жен. 17 6 11 17 -

Всего 19 7 12 19 -

Если изобразить выпуск медресе графически, то график выглядит следующим образом: 

                                                                   20

         13

                                    12   

7                                                                          7

                                                                         

                                      2                                            

       2014-15 уч.год            2015-16 уч.год              2016-17 уч.год

   

Если говорить о динамике выпуска специалистов по направлению «Подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций мусульманского вероисповедания», то она следующая:

2014-15 уч.год-7чел.по очной форме обучения,13 чел по заочной форме обучения.

2015-16 ч. год-2чел по очной форме обучения, 12 чел по заочной форме.

2016-17 уч год-7 чел по очной форме обучения, 4 чел. поступили в КИУ.

                       

20 чел. по заочной форме, все они получили назначение по месту жительства.

                           Среди них 11отличников.

Выпускники медресе имеют возможность продолжить обучение на следующем уровне обучения в КИУ и РИИ г.Казань и в других высших учебных заведениях, в том числе - по сокращенным срокам обучения. По отзывам ректората университетов, наши выпускники являются в числе лучших студентов, добиваясь высоких достижений в учёбе и научно-исследовательской работе.

       

3.4. Содержание подготовки выпускников

Подготовка специалистов в МРО «ПОО «Уруссинское медресе «Фанис» ЦРО ДУМ РТ осуществляется по программам подготовки специалистов среднего звена базового уровня по очной форме обучения и начального уровня по заочной форме обучения по направлению «Подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций мусульманского вероисповедания»

Подготовкой специалистов по профилю: «Исламские науки и воспитание, арабский язык» организована и проводятся на основании рабочего учебного плана, разработанного в соответствии со Стандартами среднего профессионального религиозного образования, утвержденного приказом Муфтия РТ Самигуллиным К.И.

Форма обучения – очная, образовательный уровень – базовый. База приёма- основное общее и среднее(полное) общее образование.

Нормативный срок обучения – 2 года 10 месяцев

По окончании обучения присваивается квалификация – Имам-хатыйб, преподаватель исламских наук и арабского языка (для лиц муж.пола), Преподаватель исламских наук и арабского языка (для лиц жен.пола)

Подготовкой специалистов по профилю: «Исламские науки и воспитание» организована и проводятся на основании рабочего учебного плана, разработанного в соответствии со Стандартами среднего профессионального религиозного образования, утвержденного приказом Муфтия РТ Самигуллиным К.И.

Форма обучения – заочная, образовательный уровень – начальный. База приёма- основное общее и среднее(полное) общее образование.

Нормативный срок обучения – 3 года 10 месяцев

По окончании обучения присваивается квалификация – Имам-хатыйб, преподаватель основ Ислама (для лиц муж.пола), Преподаватель основ Ислама (для лиц жен. пола)

Рабочие учебные планы составлены руководителями учебного отдела совместно с преподавателями медресе и утверждены директором.

На разработанные «Основные образовательные программы среднего профессионального религиозного образования» получено положительное заключение аудиторов.

Анализ соответствия всего комплекса методического сопровождения требованиям «Стандартов» выявил: 

• Объём времени на реализацию профессиональной образовательной программы соответствует нормативному сроку её освоения;

• Максимальным объем учебной нагрузки(включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы и объём обязательных учебных занятий соответствует установленным нормативам (соответственно 35-36 часов в неделю);

• Последовательность представления учебных дисциплин и профессиональных модулей соответсвует логике их освоения;

• Практикоориентированность – соотношение объёмов теоретической и практической подготовки (включая практические занятия, выполнение курсовой работы, учебно-ознакомительная, педагогическая, производственная практик);

• Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных работ, зачётов и экзаменов. Количество экзаменов в каждом учебном году в процессе промежуточной аттестации обучающихся по очной, заочной формам получения образования не превышает 6-ти экзаменов, 7 зачётов.

На промежуточную аттестацию в форме экзамена отводиться не более 

2-х недель в семестр.

• Продолжительность времени отводимого на каникулы, соответствует требованиям примерного плана.

• Вариативная часть циклов ОПОП распределена на ведение дополнительных дисциплин расширение и углубление учебных дисциплин и профессиональных модулей. Например, предмет «Большие грехи».

Все общепрофессиональные дисциплины, профессиональные модули обеспечены учебными программами, календарно-тематическими планами и необходимой учебно-методической документацией, а также источниками учебной информации предусмотренными программами учебных дисциплин.

3.5. Определение достаточности и современности источников учебной информации.

При выборе технологии обучения, кроме содержания обучения, состава обучающихся, учебного времени, в медресе обращается внимание на оснащенность учебного процесса. Так, для использования информационных технологии медресе располагает 9 ноутбуками с выходом в интернет, 1 проектор, а также библиотека.

Библиотека медресе осуществляет библиотечно-информационное обеспечение образовательного процесса.

Фонд библиотеки формируется в соответствии с Примерным положением о формировании фондов библиотеки среднего профессионального учебного заведения. Учебной дисциплины обеспечены необходимым минимом учебной литературы, согласно лицензионным нормам.Комплектование книжного фонда ведется в соответствии с учебными планами по специальностям.

3.6. Наличие учебной (учебники, учебные пособия) и методической литературы по образовательным программам

п/п Уровень, вид, подвид образования, наименование образовательной программы,   

специальность, профессия, наименование предмета, дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом Объем фонда учебной (учебники, учебные пособия) 

и  

методической   

литературы

количество 

наименований количество 

экземпляров

1 2 3 4

1. Дополнительное образование. Дополнительное образование детей и взрослых «Основы Ислама» 3 30

2. Дополнительное образование. Дополнительное профессиональное образование. Курсы повышения квалификации «Мусульманская религиозная организация: практика управления» 9 135

3. Среднее профессиональное религиозное образование направление подготовки – «Подготовка служителей и религиозного персонала религиозных           организаций мусульманского вероисповедания»

Квалификация - для лиц мужского пола «Имам-хатыйб, преподаватель исламских наук и арабского языка», для лиц женского пола «Преподаватель исламских наук и арабского языка») (базовая подготовка)

3.1. ОГС.01 Иностранный язык (арабский)   

3.1.1. ОГС.01.01 Практический курс арабского языка 4 60

3.1.2. ОГС.01.02. Теоретическая грамматика арабского языка 6 90

3.1.3. ОГС.01.03. Практическая фонетика арабского языка 1 20

3.2. ОГС.02 История религий 2 50

3.3. ОГС.03 Психология и педагогика 2 30

3.4. ОГС.04 Основы права 2 28

3.5. ОГС.Р.01 Татарский язык 1 15

3.6 ОГС.Р.02 Татарская литература 1 15

3.7 ОГС.Р.03 История Татарстана и татарского народа 4 60

3.8 ОГС.Р. 04 История ислама в России 2 40

3.9. ОГС.В.1 Старотатарская письменность 1 20

4.1. ОПД.00 Общие профессиональные дисциплины

4.1.1. ОПД.01 Исламское вероучение (акыйда) 2 40

4.2. ОПД.02 Чтение и запоминание Корана

4.2.1 ОПД.02.01 Правила чтения Корана(Таджвид)  2 70

4.2.2 ОПД.02.02 Заучивание Корана(хифз) 1 50

4.3. ОПД.03 Корановедение (улум аль-Кур’ан) 1 28

4.4 ОПД.04 Толкование Корана(Тафсир) 1 35

4.5. ОПД.05 Основы поклонения(ибадат) 2 30

4.6. ОПД.06 Исламское право(муамалят) 1 30

4.7. ОПД.07 Основы исламского права (усуль аль-фикх) 2 42

4.8. ОПД.08 Жизнеописание пророка Мухаммада(Сира) 4 60

4.9. ОПД.09 Хадисоведение(мусталах аль-хадис) 1 40

5.1. ОПД.10 Изречения пророка Мухаммада(хадис) 4 60

5.2. ОПД.11 Основы проповеди и обязанности имама/Женщина в исламе. 1/- 10/-

5.3. ОПД.12 Религиозные течения Ислама 1 70

5.4. ОПД.13 Методика преподавания исламских наук 1 70

5.5. ОПД.14 Методика преподавания арабского языка - -

5.6. ОПД.15 Исламская этика(ахляк) 1 30

5.7. ОПД.16 История ислама 1 15

5.8. ОПД.17 История исламского законодательства (тарих ат-ташри) 1 15

5.9. ОПД.18 Логика (мантыйк) - -

6.1. ОПД.19 Основы научно-исследовательской деятельности 1 40

6.2. ОПД.В. 01 Большие грехи 1 30

Итого 55 1313

3.7. Обеспечение образовательного процесса учебной (учебники, учебные пособия)

и методической литературой по образовательным программам

п/п Уровень, вид, подвид образования, наименование образовательной программы,   

специальность, профессия, наименование предмета, дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом Автор, название,

год издания   

учебной (учебники, учебные пособия) и     

методической  

литературы Количество 

экземпляров Обеспеченность в расчете на одного обучающегося

1 2 3 4 5

1. Дополнительное образование. Дополнительное образование детей и взрослых «Основы Ислама» 1. Харисова Г.Х. Таджвид (Правила и чтения Священного Корана). –Казань: Идел Пресс, 2008 .– 32с.2.   Батров Р.Г. Мусульманская ритуальная чистота: Учебное пособие – Казань: Магариф, 2008

2. Валиуллин К.Х. Правила таджвида (правила правильного чтения Священного Корана с переводом на русский язык).- Казань: Мухаммадия,  2004. -  48с.

3. Басфар А.А. Облегченные правила рецитации Корана. Пер. с араб. Казань: РИУ, Благотворительный Фонд «Свет-Корана», 2010. - 97 с. 15

10

5

0,4

0,25

0,1

2. Дополнительное образование. Дополнительное профессиональное образование. Курсы повышения квалификации «Мусульманская религиозная организация: практика управления» 1. Исламское вероучение Адыгамов Р.К.Учебное пособие Наб.Челны: «Духовно-деловой центр «Ислам нуры», 2013. 236 с.

2. Основы проповеди и обязанности имама: учебное пособие / Р.К. Адыгамов. – Наб.Челны, ООО «Духовно-деловой центр «Ислам Нуры», 2013 – 261 стр.

3. Классическое мусульманское семейное право: учебное пособие/ Нургалеев Р.М.   Наб.Челны "Духовно-деловой центр"Ислам нуры", 2013  100 с.

4. Основы проповеди и обязанности имама: учебное пособие / Р.К. Адыгамов. – Наб.Челны, ООО «Духовно-деловой центр «Ислам Нуры», 2013 – 261 стр.

5. Нетрадиционные религиозные культы и исламские секты: учебное пособие/ М.Р. Салахов. – Казань 2012. – 160 с.

6.Тажвид, Аляутдинов И., - Фонд «Мир образования», 2005 год.

7. История мусульманской мысли в Волго- Уральском регионе: учебное пособие/ Казань 2011

8. Кибанов А.Я.  Конфликтология  М. Гос.университет управления Инфра-М 2014 301 с. 40

10

30

10

35

35

15

3 1

0,25

0,75

0,25

0,9

0,9

0,4

0,1

3. Среднее профессиональное религиозное образование направление подготовки – «Подготовка служителей и религиозного персонала религиозных           организаций мусульманского вероисповедания»

Квалификация - для лиц мужского пола «Имам-хатыйб, преподаватель исламских наук и арабского языка», для лиц женского пола «Преподаватель исламских наук и арабского языка») (базовая подготовка)

3.1. ОГС.01 Иностранный язык   (арабский)   

3.1.1. ОГС.01.01 Практический курс арабского языка 1- المملكة العربية السعودية. جامعة الإمام محمد بن سعود الإسلامية. معهد تعليم اللغة العربية. سلسلة تعليم اللغة العربية. التعبير. المستوى الأول. الطبعة الثانية – 1414هـ - 1993م، 256ص.

2- المملكة العربية السعودية. جامعة الإمام محمد بن سعود الإسلامية. معهد تعليم اللغة العربية. سلسلة تعليم اللغة العربية. التعبير. المستوى الثاني. الطبعة الأولى – 1413هـ - 1992م، 300ص. 

3- سلسلة تعليم اللغة العربية. التعبير. المستوى الثالث. 212ص.

4- المحمدية. التعبير. المستوى الرابع. قازان – 2001م، 124ص. 15

15

15

15 0,3

0,3

0,3

0,3

3.1.2. ОГС.01.02. Теоретическая грамматика арабского языка 1المملكة العربية السعودية. جامعة الإمام محمد بن سعود الإسلامية. معهد تعليم اللغة العربية. سلسلة تعليم اللغة العربية. النحو. المستوى الثاني. الطبعة الأولى – 1415هـ - 1994م، 287ص.

2المملكة العربية السعودية. جامعة الإمام محمد بن سعود الإسلامية. معهد تعليم اللغة العربية. سلسلة تعليم اللغة العربية. النحو. المستوى الثااث. – 1993م، 291ص.

3المملكة العربية السعودية. جامعة الإمام محمد بن سعود الإسلامية. معهد تعليم اللغة العربية. سلسلة تعليم اللغة العربية. النحو. المستوى الرابع. - 2001، 211ص.

4المملكة العربية السعودية. جامعة الإمام محمد بن سعود الإسلامية. معهد تعليم اللغة العربية. سلسلة تعليم اللغة العربية. الصرف. المستوى الثاني. الطبعة الأولى –1994م، 140ص.

5المملكة العربية السعودية. جامعة الإمام محمد بن سعود الإسلامية. معهد تعليم اللغة العربية. سلسلة تعليم اللغة العربية. الصرف. المستوى الثالث. الطبعة الأولى - 1992م، 234ص.

6المملكة العربية السعودية. جامعة الإمام محمد بن سعود الإسلامية. معهد تعليم اللغة العربية. سلسلة تعليم اللغة العربية. الصرف. المستوى الرابع. - 1994م، 173 ص. 15

15

15

15

15

15 0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

3.1.3. ОГС.01.03. Практическая фонетика арабского языка عَبْدُ الْفَتَّاحِ مَحْجُوبٌ مُحَمَّدٌ. تَعْلِيمُ وَتَعَلُّمُ الْأَصْوَاتِ الْعَرَبِيَّةِ لِغَيْرِ النَّاطِقِينَ بِهَا. لِلْمُعَلِّمِ وَالْمُتَعَلِّمِ. جَامِعَةُ أُمِّ الْقُرَى. 1989. مُوسْكُو. 1993. 168ص.  20

3.2. ОГС.02 История религий 1. Марданшин М.М. История мировых религий (с углубленным изучением истории и культуры мировых религий) [ЭБС]: учебное пособие/М.М. Марданшин. – Казань: КИУ, 2009.- 115 с.

2. Салахов М.Р. История религий [ЭБС]: Учебное пособие/ М.Р. Салахов. – Казань: ТГГПУ, 2009. – 106 с. 25

25

3.3. ОГС.03 Психология и педагогика 1. Островский Э.В. Чернышева Л.И. Психология и педагогика. М. Издат. Дом. Вузовский учебник.  2005 – 384 с.

2. Хабибуллина Г.Ю. Педагогика Ислама. 15

15 0,3

0,3

3.4. ОГС.04 Основы права 1.Теория государства и права: учебник, М.: Юристъ, 2004. — 512 с. / Матузов Н.И., Малько А.В.; 

2.Теория государства и права. 2-е изд, перераб. И доп. – М.: 2004. – 640 с. / Марченко М.Н. 14

14

3.5. ОГС.Р.01 Татарский язык 1.Татарский язык. Интенсивный курс с аудиокассетой. Ф.С.Сафиуллина. Для студентов, старшеклассников и самостоятельно изучающих татарский язык. Год выпуска: 1998, переиздания: 2000, 2002, 2004, 2006, 2008, 2010. 15 0,3

3.6 ОГС.Р.02 Татарская литература 1.Татарская литература. А.З.Залялова. Экспериментальное учебное пособие – хрестоматия для 10-11 классов средней общеобразовательной школы с русским языком обучения. Год выпуска: 2003. 15 0,3

3.7 ОГС.Р.03 История Татарстана и татарского народа 1.История национальной государственности вТатарии: (Учебное пособие). – Казань, 1982.

2.Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана. – Казань: Татар. Кн. Изд-во, 2000. – 310 с.

3.Тагиров И.Р. Очерки истории Татарстана и татарского народа (ХХ век). – 1999. – 468с.

4. Республика Татарстан: новейшая история: События. Комментарии. Оценки. Авт., сост. Ф.Х. Мухаметшин и Л.В. Агеева. – Казань, 2000. 15

15

15

15

0,3

0,3

0,3

0,3

3.8 ОГС.Р. 04 История ислама в России 1. Мухетдинов Д. В.,  Хабутдинов А. Ю. Ислам в России в XVIII — начале XXI вв.: модернизация и традиции.  – Нижний Новгород: Издательство ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2011. – 282 с.

2. Мухаметшин P.M. Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана в ХХ веке / P.M. Мухаметшин. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. – 246 с. 20

20 0,4

0,4

3.9. ОГС.В1 Старотатарская письменность 1.Салахова И.И. Практикум по старотатарскому языку (на материале произведения «Нахдж ал-Фарадис» Махмуда ал-Булгари) (ЭБС)/И.И. Салахова.-Казань: КИУ, 2013.- 199с.

20 0,4

4.1. ОПД.00 Общие профессиональные дисциплины

4.1.1. ОПД.01 Исламское вероучение (акыйда) 1.Адыгамов Р.К.  Исламское вероучение: учебное пособие/ Р.К.  Адыгамов. – Казань: РИУ, 2011. – 236 с.

2. «Аль-‘Акыда Ат-Тахауийя» – Исламское Вероучение в изложении Имама Абу Джафара Ат-Тахавий 20

20 0,4

0,4

4.2. ОПД.02 Чтение и запоминание Корана

4.2.1 ОПД.02.01 Правила чтения Корана(Таджвид)  1. Ибрахим И. Китабу таджвид Карабаш. – Казань: Типография Б.Л. Домбровского, 1906. – 16 с.

2.Харисова Г.Х. Коръән уку дәресләре. – Казан: «Идел-Пресс» полиграфия – нәшрияте, 2014. – 176 б. 35

35 0,6

0,6

4.2.2 ОПД.02.02 Заучивание Корана(хифз) Священный Коран 50 0,9

4.3. ОПД.03 Корановедение (улум аль-Кур’ан) 1. Итр Н. Улюм аль-Куран аль-Карим / Н. Итр, Дамаск 1993. 28 0,5

4.4 ОПД.04 Толкование Корана(Тафсир) 1. Тантави М.С. Ат-Тафсир аль-Уасит лиль-Кураниль-Карим. В 15 томах. / М.С. Тантави, Каир. 1987. 35 0,6

4.5. ОПД.05 Основы поклонения(ибадат) 1. Аш-Шурунбуляли. Нур аль-Идах. –. 

2. Аш-Шурунбуляли Хасан ибн Гаммар. Нур аль-идах / Хасан ибн Гаммар аш-Шурунбуляли. – Каир: “Матбага Мухаммад Гали Субейх ва ауладих”, 1348 х.  15

15 0,3

0,3

4.6. ОПД.06 Исламское право(муамалят) 1. «Ат – Тасхиль ад – дарури ли масаиль аль – Кудури» (рус). 30 0,5

4.7. ОПД.07 Основы исламского права (усуль аль-фикх) 1.Аль-Баланпури С.А. Мабади аль-усуль / С.А. аль-Баланпури - Карачи: «Мактаба аль-Бушра», 2010. – 56 с. 

2.Аз-Зухайли В. Аль-ваджиз фи усуль аль-фикх / В. аз-Зухайли. – Димашк: Дар аль-Фикр, 2007. – 246 с. 21

21 0,4

0,4

4.8. ОПД.08 Жизнеописание пророка Мухаммада(Сира) 1. «Нур аль йакын» Мухаммад аль Худари, изд. Маварау аль нахр, 1992 г.

2.Сира (жизнеописание пророка Мухаммада) (углубленное изучение истории и культуры ислама) / Хрестоматия: В 2-х т. Т. I / Авт.-сост. Т. К. Ибрагим, Н. В. Ефремова. – Казань: Магариф, 2008.

3.Сира (жизнеописание пророка Мухаммада) (углубленное изучение истории и культуры ислама) / Хрестоматия: В 2-х т. Т. II, Ч. 1/ Авт.-сост. Т. К. Ибрагим, Н. В. Ефремова. – Казань: Магариф, 2008.

4.Сира (жизнеописание пророка Мухаммада) (углубленное изучение истории и культуры ислама) / Хрестоматия: В 2-х т. Т. II, Ч. 2/ Авт.-сост. Т. К. Ибрагим, Н. В. Ефремова. – Казань: Магариф, 2008. 15

15

15

15 0,3

0,3

0,3

0,3

4.9. ОПД.09 Хадисоведение(мусталах аль-хадис) 1.ʻАбдулла Сираджуддин аль-Хусайни. Комментарии к аль-манзума аль-Байкуния: Учебное пособие. ‒ Казань: КФУ, 2014. ‒ 262 с. 40 0,7

5.1. ОПД.10 Изречения пророка Мухаммада(хадис) 1. Изгеләр бакчасы. Пәйгамбәребез сүзләреннән./ Китапны басмага Мөхәммәтьяр Нәҗметдин әзерләде. Казан: «Полиграфия-нәшрият йорты», 2005. – 880 б.

2. Сады праведных. / Яхъя ибн Шараф.

3. 40 хәдис Имам ән-Нәвәви аңлатмасы. / Китапны басмага Нурислам Ибраһим әзерләде/ Казан: «Матбугат йорты» нәшрияты, 2004. – 416 б.

4. Сорок Хадисов ан-Навави/ Муса Шахин Ляшин. 15

15

15

15 0,3

0,3

0,3

0,3

5.2. ОПД.11 Основы проповеди и обязанности имама/Женщина в исламе. 1.Адыгамов Р.К. «Основы проповеди и обязанности имама»Казань2014   (Издательство Казанского университета, 2014.) / - 10/- 0,2/-

5.3. ОПД.12 Религиозные течения Ислама 1.Шагавиев Д.А. Аль-Фирак (религиозные течения и группы в исламе): Учебное пособие. ‒ Казань: РИИ, 2014 ‒ 294 с. 70 1,3

5.4. ОПД.13 Методика преподавания исламских наук 1. Вәлиуллин К.Х. Ислам фәннәрен укыту методлары. Укыту әсбабы. Казан: Хозур, 2015. – 193 б. 70 1,3

5.5. ОПД.14 Методика преподавания арабского языка - - -

5.6. ОПД.15 Исламская этика(ахляк) 1.Чагрыджи М. Мусульманская нравственность. Казань: Российский исламский университет, 2010. 30 0,5

5.7. ОПД.16 История ислама 1. Марданшин М.М. История ислама 

Учебное пособие /

М.М. Марданшин. – Казань: Изд-во «ЯЗ», 2012. – 225 с. 15 0,3

5.8. ОПД.17 История исламского законодательства (тарих ат-ташри) 1.Самигуллин К.И. История формирования ханафитского мазхаба / К.И. Самигуллин. 15 0,3

5.9. ОПД.18 Логика (мантыйк) - - -

6.1. ОПД.19 Основы научно-исследовательской деятельности Инструкции по составлению и ведению учебно-организационной и учебно-методической документации для МСПО /М.М. Марданшин.: 2013. – 356 с. 40 0,7

6.2. ОПД.В. 01 Большие грехи 1. «Кабаир» Имам Захаби Бейрут, 1990; 30 0,5

Итого 1313

3.8. Наличие пособий по самостоятельной работе студентов, курсовым дипломным работам, проведению практик, итоговых аттестации выпускников.

Методическое обеспечение курсовых и дипломных работ по всем специальностям имеется в полном объеме.

По каждой из имеющихся специальностей разработаны и утверждены программы итоговой аттестации. ВКР обеспечена нормативно-справочной литературой.

В соответствии с разработанными рабочими учебными планами в учебном году предусмотрено проведение зачётов, экзаменов, итоговых экзаменов и ВКР. Для их проведения разработаны формы оценочных средств по всем направления подготовки. Экзаменационные билеты по всем дисциплинам, выносимым на промежуточную аттетацию, утверждены руководителем учебного отдела. 

Результаты промежуточных аттестации студентов за последние 3 года. 

Итоги промежуточных атттестации студентов очной формы обучения по направлению “Подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организации”

Учебный год Успеваемость, %

1 курс 2 курс 3 курс

абсолют. качество абсолют. качество абсолют. качество

2015-16 99,9 57,1 100 100 100 100

2016-17 100 72,8 86,1 60 100 100

2017-18 100 83,5 100 86 100 83

 Итоги промежуточных атттестации студентов заочной формы обучения

Учебный год Успеваемость, %

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

абсолют. качество абсолют. качество абсолют качество абсолют качество

2015-16 99,9 57,1 100 100 100 100 100 73

2016-17 100 72,8 86,1 60 100 100 88 77

2017-18 100 83,5 100 86 100 83 100 89

За последние 3 учебных года по результатам промежуточной аттестации по медресе абсолютная успеваемость составила от 86,1 % до 100 %, качественная успеваемость от 57,1 % до 100 %.

Согласно учебному плану ведется выполнение курсовых и дипломных работ, тематика которых утверждается директором медресе.

Выполняемые студентами курсовые работы являются базой для последующего выполнения дипломной работы. Выполненные курсовые работы рецензируются руководителем, и после этого работа защищается студентом. 

3.9. Оценка организации учебного процесса в соответствии с учебным планом, внедрение новых форм и методов обучения, средств активизации познавательной деятельности студентов.

Организация учебного процесса в медресе осуществляется в соответствии с утвержденными рабочими учебными планами разработанными в соответствии со «Стандартами» и расписанием учебных занятий. По всем специальностям подготовки дисциплины рабочих учебных планов обеспечены рабочими программами, календарно-тематическими планами и необходимой учебно-методической документации, а также источниками учебной информации.

Учебный процесс проводится в соответствии с утвержденным графиком и планом учебного процесса, разрабатываемых до начала учебного года руководителями учебного отдела. 

График утверждается директором медресе. График предусматривает учебное время, проведение всех видов практик, экзаменационной сессии, каникулы в соответствии с учебными планами. Студенты медресе в начале учебного года ознакамливаются с образовательным маршрутом- с количеством и видами промежуточного и текущего контроля по всем дисциплинам и модулям.

За последнее время существенно изменился подход в организации курсовых и дипломных работ. Все больший объем работ выполняется с использованием компьютерной техники.

Планирование годовой учебной нагрузки преподавателей устанавливается и утверждается руководителем учебного отдела. Тарификация утверждается приказом директора. За преподавателями закреплены в основном 2-3 дисциплины, в отдельных случаях 3-4 дисциплины.

Ведется годовой учет выполненных преподавателями педагогических часов.

Задача по созданию условий для качественного образования и подготовки будущих конкурентоспособных специалистов решается администрацией медресе в плане совершенствования материальной технической базой медресе оборудования аудиторий необходимым оборудованием и оснащением оргтехникой.

Текущий ремонт и оборудование аудиторий проводятся за счёт собственных средств с привлечением студентов и преподавателей. Большие финансовые средства расходуются на совершенствование материально-технической базы: окончены работы по газификации медресе и подключению горячего водоснабжения, проведен капитальный ремонт в 2-х тахаратных и душевой, приобретена установка «Стрелец» по противопожарной безопасности и мн. др. Исходя из требовании противопожарной безопасности отштукатурены и оформлены стены коридоров медресе, утеплены подвал и фундамент.

Задачами методического обеспечения учебного процесса в Уруссинском медресе являются:

• Создание условий для качественного образования и подготовки конкурентоспособных специалистов, 

• Формирование творческого, активно работающего, развивающегося педагогического коллектива,

• Совершенствование методик и повышения эффективности и качества проведения всех видов учебной деятельности,

• Повышения квалификации администрации и преподавательского состава,

Основными формами учебно-методической работы являются:

• Анализ, разработка и ежегодная корректировка учебных планов и программ дисциплин и модулей,

• Разработка графика учебного процесса,

• Разработка и внесение корректив в программы учебных практик,

• Создание и совершенствование учебно-методических комплексов,

Разработка учебных пособий по теории изучаемых дисциплин,

• Разработка методических указаний по выполнению курсовых и дипломных работ,

• Разработка методических материалов по организации учебного процесса,

• Разработка методических материалов по организации проведения внеклаассных мероприятий.

Задача по формированию творческого, активно работающего, развивающегося педагогического коллектива осуществляется в нескольких направлениях, это, прежде всего, подбор высококвалифицированных специалистов с созданием им необходимых условий. А также: систематическое повышение квалификации преподавателей путём участия в проводимых Думом РТ курсов повышения квалификации, изучения опыта работы коллег из других учебных заведений РТ.

Ежегодно коллектив медресе пополняется кадрами, обучение которых проводится в «Школе начинающего преподавателя» и путём наставничества опытных преподавателей. В плане совершенствования методик и повышения эффективности качества проведения всех видов учебной деятельности медресе, проводятся педагогические семинары с целью обобщения и распространения имеющегося опыта работы. Так, за обследуемый период были проведены следующие педагогические семинары:

1.Нормы права и норма морали в воспитании подрастающего поколения (Марданшина Э.В.)

2.Культура педагогического общения (Маннанова З.Н.)

3.Оптимизация учебного процесса через нестандартные уроки

 (Марданшин М.М.)

Были проведены открытые уроки и мастер-классы следующими преподавателями:

• Преподавателем религиозных дисциплин Хакимовым А.И., 

• Преподавателем религиозных дисциплин Шакирзяновым Р.Р.,

• Преподавателем религиозных дисциплин Марданшиной Э.В.

• Преподавателем религиозных дисциплин Хабибуллиным Т.Ф.

За отчетный период студентами медресе на олимпиадах по Исламу и арабскому языку были заняты следующие призовые места: 

В региональном туре Республиканского конкурса чтецов Корана среди женщин на знание последних 3-х джузов в г.Бавлы студентка 2 курса Садыкова Илюза заняла 3 место 

На 2 этапе Республиканского конкурса по чтению Корана среди женщин

в г.Азнакаево представители медресе заняли 2 и 3 места,

В казыятском конкурсе по «Исламскому праву» студентка 2 курса Садыкова Илюза заняла 1 место,

В отборочном туре Республиканского конкурса «Чтение Корана» Ютазинского мухтасибата студентка Садыкова И. заняла 2 место. 

Дуэт преподавателя Шаропова Ризвона и студента Фозилова Джалолуддина занял второе место в Межрегиональном фестивале религиозных песнопений «Зайтуна V».

За отчётный период были опубликованы следующие публикации: 

Марданшин М.М.

Статья «УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ДУХОВНЫХ ЛИДЕРОВ В ТАТАРСТАНЕ В ПОСТСОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ

Материалы IX Международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию медресе «Галия».

ИДЕАЛЫ И ЦЕННОСТИ ИСЛАМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ XXI ВЕКА

Марданшин М.М.

Статья «Исламская теология и задачи исламского образования сегодня».

Материалы X Международной теологической научно-образовательной конференции «Чтения имени Галимджана Баруди» в г.Москва.

3.10. Оценка организации самостоятельной работы студентов, уровень ориентации учебного процесса на практическую деятельность выпускников, состояние связей заинтересованными религиозными организациями.

Подготовка специалистов, отвечающих современным требованиям невозможна без четкой организации самостоятельной работы студентов. С этой целью самостоятельная работа включена в рабочие учебные планы и составляет 30 % от объема часов. Самостоятельная работа планируется в рабочих программах дисциплин и модулей и может быть аудиторной и внеаудиторной. При составлении рабочих программ учитываются предложения по корректировке. Аудиторная самостоятельная работа проводится во время учебных занятий под руководством преподавателя и представляет собой работу с книгой с целью получения определенного объема знаний, поиска ответов на поставленные преподавателем вопросы, выполнении практических работ, курсовых и дипломных работ. 

Формами внеаудиторной самостоятельной работы являются чтение доп. литературы, подбор материалов на определенную тему, написание рефератов, подготовка докладов и выступлений и многое другое. Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, ставя перед студентами цель выполнения задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объём работы, требования к результатам работы, критерии оценки, рекомендует список литературы. В зависимости от объема и сложности работы преподаватель проводит консультации, корректируя ход работы с целью предупреждения о возможных ошибках. В результате самостоятельной работы студентов происходит развитие познавательных способностей, активизация их, саморазвитие студента, систематизация полученных знаний и  учении их применять на практике, у студента возникает потребность к поиску новых знаний и умение их применять на практике, у студента возникает потребность к поиску новых знаний, формируется умение поиска их, формируется умение работать с литературой, развивается речь, возникает чувство удовлетворения от полученных результатов. Всему этому способствует и самостоятельная работа студентов при подготовки внеклассных мероприятий выпуска стенных газет, подготовка и проведения курсов. 

На практических занятиях студенты получают первичные знакомства с ритуальными обрядами (Н-р, малое и полное омовение, говорение азана, чтение намаза, соблюдение правил уразы, выплаты закята, совершения имянаречения, никяха, проводы покойного и т.д.). Студент медресе должен выполнять обрядовые, организаторские, хозяйственные функции в деятельности мусульманского прихода. Это может быть и решение практических задач, связанных с управлением религиозного персонала. Умения, полученные на практических занятиях, доводятся до навыков выполнения определенных видов работ во время прохождения учебных практик. Формирование практических навыков продолжается во время прохождения педагогической и производственной практики, на которых студентам свой опыт передают опытные специалисты – имамы мечетей. Все виды практик, предусмотренные «Стандартами» выполняются в полном объеме, имеются договора на проведении всех видов практик с мечетями Ютазинского, Азнакаевского, Бавлинского, Бугульминского, Лениногорского мухтасибатов, Мусульманской религиозной организацией медресе «Хусания» г.Оренбурга, «Тарихи мечеть» Бураевского района РБ, с Центральной мечети г.Тольятти и др. Производственная практика студентов является составной частью образовательного процесса и направлена на закрепление, углубление знаний и умений, полученных студентами в процессе обучения.

Производственное обучение организовано в соответствии со следующими документами: «Положением о практике студентов», «Графиком учебного процесса, рабочими программами по всем видам практик, заключенными договорами с религиозными организациями, приказами по распределению студентов по местам прохождения практики и о назначении руководителей практики от медресе. Направление студентов на практику оформляется приказом по медресе, перед отправкой проводится инструктаж по охране труда и технике безопасности.

3.11. Оценка состояния воспитательной деятельности.

Нормативно-правовые документы являются основой аттестационной оценки воспитательной деятельности медресе. Локальные акты утверждены директором. 

Ведется определенная работа по анализу и необходимой корректировке локальных актов с целью их совершенствования и соответствия требованиям времени. Приоритетное направление воспитательной работы: воспитание мусульманина и мусульманки в традициях исламской этики, привитие духовных, общечеловеческих и национально-культурных ценностей.

Составной частью воспитательного процесса в медресе является работа кураторов. Их работу координирует руководитель учебного отдела. На совещаниях обсуждаются вопросы более эффективной организации воспитательной работы в учебных группах, делятся опытом работы с активом групп, опытом проведения внеклассных мероприятий, заслушиваются доклады по актульным вопросам воспитания.

Воспитательная работа в общежитии является частью единого процесса воспитательной деятельности медресе. 

Для воспитательной работы со студентами в общежитии привлекаются дежурные преподаватели, которые проводят консультации по учебным предметам, участвуют в проведении воспитательной работы

Основные задачи педколлектива в воспитательном отношении являются содействие формированию здорового образа жизни, профилактика о социальных явлений, поддержание постоянной связи с родителями, контроль за поведением студентов в учебное и внеучебное время. Воспитательный и учебный процесс в медресе взаимосвязаны. Все учебные дисциплины направлены на формирование культуры поведения, здоровья, развитие творческого потенциала, положительного отношения к профессии священнослужителя, преподавателя по Основам Ислама и арабскому языку.

Согласно образовательным стандартам у выпускника медресе должно быть сформированы способность выстраивать толерантные отношения с представителями различных социальных групп; общегражданские компетенции: гражданственность, патриотизм, уважение прав и свободы человека. Студенты медресе активно участвуют в районных и республиканских мероприятиях по патриотическому воспитанию: «Подвигу народа жить в веках», в региональном этапе Всероссийской олимпиаде школьников по географии, в Республиканском этапе военно-спортивной игры «Зарница», участие в спортивно-массовых мероприятиях, был организован футбольный матч среди прихожан мечетей Поволжского региона и др.

Разнообразна тематика проводимых классных часов. Среди них наилучшими были «Минем шәҗәрәм» (История моей родословной), «Дарю добро людям», «Посвящение в первокурсники».

Серьезное внимание в медресе уделяется трудовому воспитанию студентов, еженедельно студенты медресе наводят чистоту в аудиториях, в молельных залах, на территории медресе и мечети. 

Воспитательный процесс медресе направлен на достижение общих компетенции.

              

3.12. Анализ результатов контроля знаний студентов по дисциплинам всех блоков учебного плана.

Контрольный срез знаний проводился отдельно по каждой дисциплине, для оценки уровня знаний студентов использовались пакеты контрольных заданий, разработанные преподавателями медресе в соответствии с «Образовательными стандартами». Контрольный срез знаний проводился согласно приказам по медресе. Длительность проверки знания студентов по каждой дисциплине продолжалось 45 минут.

Контрольный срез знаний проводился с целью установления усвоения студентами необходимых остаточных знаний по всем циклам дисциплин.

Можно сделать вывод, что качество знаний и успеваемость имеют достаточный уровень.

3.13. Востребованность выпускников, их профессиональное продвижение.

Медресе поддерживает длительные отношения с такими религиозными организациями, как мечети: 

Ютазинского, 

Азнакаевского, 

Бавлинского, 

Бугульминского, 

Лениногорского мухтасибатов, 

а также Центральной мечетью г.Тольятти, 

медресе «Хусания» г.Оренбурга,

 мечетью с.Большая Черниговка Самарской области, 

«Махалля» имени Ахмата с.Караидель РБ, 

Махалля «Ислам» г.Киселевска Кемеровской области, 

 Центральной мечетью г.Оренбурга и т.д. 

Выпускники и студенты нашего медресе работают в мечетях РТ,Юго-Восточного казыята и других регионов РФ: 

Хабибуллин  Т.Ф. – преподаватель Уруссинское медресе,

Яхин И.Р. – преподаватель Уруссинское медресе,

Хакимов А.И. - руководитель учебного отдела медресе,

Маткомилов М.Я. – зам.директора по АХЧ,

Габидуллина Э.И. – преподаватель КИУ, г.Казань

Абдуллин К.Г. – мечеть с.Малые Уруссу

Галиев Р.Ф. – Центральная мечеть г.Бугульмы

Сатторов Я.У. – мечеть с.Тат.дымская Бугульминского района

Файзуллин З.Х. – мечеть пгт Карабаш Бугульминского района

Имаметдинов И.М. – мечеть с.Тат.Кандыз Бавлинского района

Шамсуаров К.Л. – мечеть с.Исергапова Бавлинского района

Гареев З.С. – мечеть с.Кызыл-Яр Бавлинского района

Шамсутдинов Ф.З. – мечеть г.Бавлы 

Шайхетдинов Ф.З. – мечеть с.Подгорье Лениногорского района,

Халиуллин А.Х. – мечеть г.Лениногорска

Мустафин Г.А. – мечеть с.Керлигач Лениногорского района

Габдрахманов Ф.Л. – мечеть с.Агирово Азнакаевского района,

Раянов И.В. – мечеть с.Ютазы

Мухамадиев Д.М. – мечеть с.Салкын-Чишма Ютазинского район

Аббязов И.М.- Центральная мечеть г.Тольятти и др.

За все годы существования медресе рекламаций на подготовку специалистов не поступало.

3.14. Состояние и динамика кадрового обеспечения образовательного процесса в целом, организация повышении квалификации преподавательского состава, анализ возрастного состава преподавателей.

В настоящее время в медресе работает 11 штатных преподавателей, и 6 сотрудников, в том числе:

В возрасте до 65 лет – 2 чел.

В возрасте до 50 лет – 5 чел.

В возрасте до 40 лет – 6 чел.

В возрасте до 30 лет – 4 чел.

Большинство преподавателей имеют стаж работы более 5 лет.

Взаимосвязь характера образования работы и профиля преподаваемых дисциплин позволяет проводить занятия на высоком профессиональном уровне и свидетельствуют о высоком квалификации преподавательского состава. Педагогический коллектив медресе отличает стабильность, профессионализм и высокая работоспособность. 

За значительные успепхи по подготовке высококвалифицированных специалистов преподаватели медресе награждены «Благодарственными письмами» муфтия РТ Самигуллина К.И.:

Марданшин М.М.,

Маннанова З.Н.,

Хакимов А.И.,

Халфин А.Ф.

Яхин И.Р,

Наврузов И.Р,

Шакирзянов Р.Р.

Марданшина Э.В.

Халфина А.Е.

Должное внимание в медресе уделяется повышению квалификации преподавателей:

Марданшин М.М. – Кандидат исторических наук, Курсы повышения квалификации при КФУ по программе «Фикх. Основы поклонения.», «Арабский язык для религиозных деятелей», «Менеджмент организации»; Московский гос.лингвистический университет по специальности «Теология»,

Хакимов А.И. – Курсы повышения квалификации при КФУ по программе «Акыда. Исламское вероучение», «Арабский язык для религиозных деятелей», «Стандартизация в системе халяль: теория и практика», «Основы проповеди и обязанности имама», «Основы Ислама», «Религиозные течения и группы в Исламе», «Менеджмент организации».

Яхин И.Р. – Курсы повышения при КФУ по программе «Фикх. Основы поклонения», «Мантык», «Арабский язык для религиозных деятелей», «Подготовка духовных образовательных организации к лицензированию образовательной деятельности»; 

Курсы при РИИ: «Суннитская догматика»

Шакирзянов Р.Р. – Курсы при КФУ, «Арабский язык для религиозных деятелей», «Фикх. Основы поклонения»

Халфин А.Ф. – Курсы повышения квалификации при БИА: «Теория и практика управления мусульманской религиозной организацией».

Марданшина Э.В. – Курсы повышения квалификации при КФУ: 

« Арабский язык для религиозных деятелей»

Халфина А.Е. - Курсы повышения квалификации при КФУ: «Акыйда. Исламское вероучение», «Арабский язык для религиозных деятелей», Курсы повышения квалификации при БИА: «Теория и практика управления мусульманской религиозной организацией».

Маннанова З.Н. – Курсы повышения квалификации по педагогике в Башкирском институте развития образования, В Московском институте повышения квалификации и переподготовки кадров строительного комплекса по курсу: «Проектирование деятельности учебных учреждений Госстрои России в сфере воспитания», В Институте повышении квалификации и переподготовки зам.директоров ССУЗ  России по программе: «Диагностико-коррекционная система и мониторинг образования» г.Санкт-Петербург.

Кроме этого преподаватели медресе принимают активное участие во всех конкурсных мероприятиях зоны и республики. Директор медресе Марданшин М.М. в октябре 2017 года участвовал в X международной теологической научно-образовательной конференции в г.Москва по напралению: «Исламская теология и академическое исламоведение: сотрудничество и перспектива развития».

3.15. Наличие материально-технической базы, достаточный для ведения образовательной деятельности.

Материально-техническая база медресе располагается в учебном корпусе, общежития, складских помещениях. В учебном корпусе находится аудитории, библиотека, спортивный зал, молельный зал, столовая, и другие вспомогательные помещения. В общежитии размещены жилые комнаты, душевые, прачечные, кабинет первой медицинской помощи.

В течение 2017-18 уч.года в медресе по материально-техническому вопросу проделана следующая работа:

• Проведена газификация медресе и мечети;

• Проведены ремонтные работы по обшивке фундамента;

• Установлены видеонаблюдения;

• На основании противопожарной безопасности в коридорах медресе убраны панели, отштукатурены, покрашены стены и оформлены сопутствующим материалом.

• Проведены работы по ремонту аудитории, учительской, спален, душевой кабины;

• Закуплена и установлена пожарная сигнализационная установка «Стрелец»;

• Закуплена и установлена 2 холодильника

3.16. Оценка социально-бытовых условий (общежитие, медобслуживание, организация питания и отдыха).

В Уруссинском медресе ведется целенаправленная работа по созданию социально-бытовых условий для жизнедеятельности студентов и преподавателей. В общежитии медресе предоставляется возможность проживания не только студентам очной формы обучения, но и студентам -  заочникам. Воспитатель учит студентов правильно распределять свое свободное время, следит за самоподготовкой и чистотой в комнатах, проводят внеклассные мероприятия, такие как “Иң яхшы килен”, выезды на осеннюю природу в окрестностях Уруссу, участие к классном часе “Роль мусульманки в семье” и т.д. В общежитии сделан капитальный ремонт, заменены унитазы и смесители в умывальных комнатах, во многих комнатах заменена мебель: столы, кровати, стулья, шкафы. 

В столовой медресе организовано горячее питание студентов.

С целью организации досуга преподавателей администрация медресе проводит спортивное мероприятие,и чествование юбиляров с вручением ценных подарков, праздничные  чаепития с прихожанами. 

Администрация медресе оказывает большую помощь сотрудникам медресе, немощным прихожанам, ветеранам и их близким в организации хозяйственных работ и ритуальных услуг.

Социально-бытовое обеспечение медресе создает нормальные условия для успешного обучения занятия спортом. 

Выводы по самообследованию:

• Учебный процесс в медресе – теоретическое обучение, практика, текущая и итоговая аттестация студентов организован в полном соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса.

• Самостоятельной работе студентов выделяется большое внимание, как во время проведения учебных занятий, так и во внеурочное время. Студенты выполняют рефераты на предложенные темы, принимают участие в организации и проведения различных конкурсов по чтению Корана и основам Ислама.

• Достигнуты результаты курсовых и дипломных работ, получены при самообследовании результаты оценки уровня знаний студентов позволяет оценить качество подготовки специалистов, как соответствующее заявленным уровням образования.

• В медресе сформирован квалифицированный педагогический коллектив, потенциал которого способен обеспечить подготовку специалистов в соответствии с требованиями образовательных стандартов.

• Основные задачами пед. коллектива являются:

1. Подготовка специалистов с высокими профессиональными и моральными качествами, готовых осуществлять профессиональную деятельность в современных условиях.

2. Раскрытие творческих потенциалов студентов и преподавателей,    

широкое использование новейших технологий.

3. Активизация познавательной деятельности студентов

4. Внедрение системы дополнительных образовательных услуг

5. Дальнейшее укрепление материальной базы в соответствии с «Образовательными стандартами»  ДУМ РТ

• Материально-техническая база медресе соответствует требованиям образовательных стандартов.

• В медресе созданы соответствующие условия для обучения, проживания, питания и досуга студентов.

Руководители учебного отдела Маннанова З.Н. и Хакимова А.И. 

Отчет о самообследовании